Холмов Михаил Алексеевич, родился в марте 1921 года, в дер. Таелда, Бухтарминского района, Семипалатинской области, Казаской ССР.
В Красную Армию Холмов Михаил Алексеевич был призван 5 октября 1939 года Абаканским ГВК, Хакасской автономной области, ныне Республика Хакасия. Участник Великой Отечественной войны.
Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:
«Штурман корабля 749-го авиационного полка Дальнего Действия 24-й авиационной дивизии Дальнего Действия, старший сержант Холмов Михаил Алексеевич безгранично предан партии Ленина- Сталина и Социалистической Родине. В действующей армии с первых дней Отечественной войны.
При первом боевом вылете был сбит и отправлен на сборный пункт. В нашу часть прибыл в марте 1942 года. За период пребывания в части показал себя мужественным и храбрым воином Красной Армии и отличным штурманом.
За это время в составе экипажа летчика- орденоносца капитана Субботина, стрелка- радиста старшего сержанта Хилько совершил один дневной и 16 ночных боевых вылетов по разрушению аэродромов, железнодорожных узлов, мотомеханизированных войск и танков противника.
Действуя в районах: Славянск, Волчанск, Лозовая, Покровское, Курск, Орел, Коротояк, Богучар и другие уничтожил до батальона пехоты противника, 5 автомашин с живой силой и боеприпасами, разрушил железнодорожное полотно в пяти местах.
Молодой штурман быстро овладел ночными полетами, точно выводит самолет на цель и метким бомбардированием уничтожает ее. В бой идет с большим рвением.
В бою ведет себя храбро и мужественно. Имеет 3 боевых вылета в глубокий тыл противника на разрушение промышленных объектов военного значения Германии».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1942 года награжден орденом «Красного Знамени».
Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:
«Гвардии лейтенант Холмов Михаил Алексеевич в Действующей Красной Армии с 24 июня 1941 года. Летает в составе экипажа: летчик гвардии старший лейтенант Плющенко, стрелок- радист гвардии старший сержант Костыря. Совершил 166 боевых вылетов, из них два днем.
В системе авиации Дальнего Действия совершил 165 боевых вылетов, из них один днем. 6 боевых вылетов совершил в глубокий тыл противника: 18, 23 и 25 июля 1942 года- Кенигсберг, 20 августа, 2 сентября 1942 года- Варшава, 4 сентября 1942 года- Будапешт. Общий налет 664 часа. Днем- 86 часов, ночью- 578 часов. После последнего награждения совершил 73 боевых вылетов ночью.
Хорошо владеет радионавигационными средствами самолетовождения в сложных метеоусловиях дня и ночи. Неоднократно бомбардировал города: Полтава, Смоленск, Сталино, Запорожье и другие. 20 июня 1943 года при налете на аэродром Полтава метким бомбардированием вызвал два очага пожаров, предположительно горели самолеты.
9 успешных боевых вылетов совершил в интересах Северо- Кавказского фронта по железнодорожным узлам Киевская, Крымская, Н.- Баканская и другие, за что имеет благодарность от командующего фронтом.
При выполнении боевых заданий проявляет мужество и отвагу, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника всегда пробивается к цели и с нескольких заходов поражает ее».
Приказом по Авиации Дальнего Действия № 585/н от 20 октября 1943 года награжден орденом «Красного Знамени».
Награды: два ордена «Красного Знамени», ордена «Отечественной войны» 1-й и «Отечественной войны» 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда» и другими.
Был уволен в запас 10 октября 1946 года в звании старшего лейтенанта.
Источник: pamyat-naroda-ru.ru, podvignaroda.ru.